Чем копирайтер отличается от писателя и журналиста?

Если берёшься какой-то тематический лонгрид (в этом блоге – вокруг и около копирайтинга), то не лишне сначала определиться с базовыми понятиями. А в случае “копирайтинга” и самой работы копирайтера это очень важно, ибо путаницы на рынке и в умах хватает. Итак, кто такой копирайтер и при чём здесь писатель с журналистом?


Сначала три истории:

  • В моём профессиональном опыте была ситуация, когда я пришёл в некую компанию на вакансию “копирайтер”, но в ходе собеседования быстро выяснилось, что им нужен корпоративный журналист, то есть редактор и автор внутренней корпоративной газеты этой компании, в одном флаконе. Не то, чтобы это было особенно страшно, но карьерный прицел от такого “нежданчика” точно встряхивает.
  • Одно время я плотно и долго следил за обновлениями на сайте Sostav.Ru. Это своего рода новостной и аналитический агрегатор видеороликов, рекламных кампаний, рекламного креатива и т.д. Да и сейчас поглядываю. Так вот, помню, что читал, кажется, материал про создание известного рекламного ролика о пиве Сибирская Корона с Дэвидом Духовным в главной роли. Или не про него, но про нечто похожее в плане известности. Так или иначе, но мне очень чётко запомнилось, что там приводится список команды, участвовавшей в создании той рекламы – и основным создателем ролика считался копирайтер такой-то! То есть по сути-то речь шла о сценаристе и режиссёре-постановщике, но “в титрах” он был назван именно копирайтером.
  • Как-то для одного англоязычного проекта мне нужно было собрать команду “исполнителей контента”. Где таких брать? На ум пришла логика, что переводчики знают английский и в процессе перевода пишут тексты. Нашёл контакты нескольких переводчиков (там были и студенты и не только). Начал общаться. Почти всех пришлось отсеять, а одна девушка, с каким-то московским образованием, вообще в гневе отвергла предложение. Типа она именно переводчица, так что дайте ей текст на вход, будет текст на выходе. А чтоб писать совсем самой – не может и не будет.

Так что, можно начать с того, что все трое – копирайтер, писатель, журналист – все они пишут тексты, но этом никоим образом их не сближает.

Хотя и является одновременно их основным фундаментальным сходством. Так что копирайтер – это человек, который пишет тексты.

Ну а теперь давайте поразмышляем. Начнём… с денег: Откроет ли нам это суть?

  • Копирайтер деньги получает. Либо это оклад, либо сдельная оплата. Обычно идёт из расчёта за определенное количество символов (знаков, букв) или слов. Например, за 1000 знаков с пробелами. Или без таковых. (В этом случае объём текста несколько выше). В отдельных случаях – в зависимости от иных параметров.
  • Писатель тоже деньги получает. Авторские отчисления, гонорары. Когда-нибудь. Даже очень много. Если повезёт. А так – какой-нибудь аванс и дальше ждать успеха и реализации тиража. В процессе ожидания можно потренироваться раздавать автографы. Или сразу написать продолжение. Единицы измерения работы – всякие авторские и прочие издательские листы. Это десятки, а вернее даже сотни тысяч знаков в рамках одной работы.
  • Журналист – бывает он всякого типа. И штатный, и нештатный. Газетный, радийный, телевизионный. Соответственно, деньги платят, в обычном случае это оклад плюс гонорары за конкретные тексты или выпуски. Тексты тоже измеряются в знаках. С выплатами частенько бывают задержки.

Получается, какая-то разница есть, но и не особо принципиальная. Все пишут, все получают рано или поздно.

Попробуем подобраться ближе. Какова обычная оперативность работы, количество текстов, какие предъявляются требования к их качеству?

  • Копирайтер, особенно копирайтер-фрилансер, пишет в режиме как только – так сразу. Это может быть один текст, или несколько. При налаженном ритме копирайтер пишет каждый день, в том числе по несколько текстов за раз. Офисный копирайтер примерно также, хотя могут быть нюансы. Длинные тексты нужны в меньшей степени, но и пишутся дольше. Качество может проверяться программными методами, обычно проверяется уникальность (то есть отсутствие напрямую ворованного контента) и, например, плотность ключевых слов. Одно время я сам свои тексты проверял с помощью Advego Plagiatus. Ну и общее соответствие поставленной задаче тоже проверяется.
  • Писатель пишет, пока не напишет. Сроки могут быть оговорены в договоре, но в любом случае речь идёт о написании одной единицы тексты за несколько месяцев как минимум. Качество проверяет сам писатель поутру, жена, друг-собутыльник, редактор, а потом и читатели. От автора требуется грамотность языка, стиль, а главное – интересность сюжета.
  • Журналист – чем он более новостной, тем всё более оперативно. Если же это аналитика, расследования, то всё спокойнее. В редакциях бывают планёрки, распределяется работа. В принципе, журналист может что-то писать каждый день. Но, например, если говорить о газете-еженедельнике, то это 4 выпуска в месяц и в рамках одного выпуска у одного автора может быть 1 большая статья (8-10 тысяч знаков на одну или две полосы, то есть весь разворот газеты) плюс 1-2 малых материала. На радио и телевидении свои особенности. Там может быть ежедневная работа (1-2 материала), а может – еженедельная или даже ежемесячная. Качество проверяет редактор, а потом ещё какой-нибудь редактор. Обычно следует достаточно жёстко попадать в размер, и все редакторы очень любят сокращать тексты. Ну и оцениваются грамотность, стиль, значимость и правдивость фактов.

Здесь мы уже однозначно видим, что писатель сильно отличается длиной рабочего цикла. Общая оперативность и загруженность работой у копирайтера и журналиста может более-менее совпадать, но при этом оценка качества копирайтерского контента носит более технологический и менее человечный характер.

И, наконец, заглянем в самую суть. Какие именно и для чего пишутся тексты?

  • Копирайтер пишет длинные или короткие тексты, но в среднем случае это несколько тысяч знаков в одной единице текста. Задача любого текста, который поступает копирайтеру в работу – продвинуть продажи заказчика. Либо прямо, тогда это продающий текст, либо непрямо – тогда это что угодно, смотря какая выбрана стратегия. Например, это может быть упоротый seo-копирайтинг, прямо предназначенный для “чтения роботами”. Тематика может быть разной, в том числе в течение одного рабочего дня.
  • Писатель пишет в различном формате, но даже обычный рассказ будет в среднем значительно больше типичного размера у копирайтера или журналиста. Тематика текста в подавляющем большинстве случаев определяется самим писателем сообразно его жизненному опыту и склонностям. Издательства обычно либо соглашаются с этим, либо нет. Задача текста – вызвать всемирную славу, любовь и восхищение публики талантом писателя. 
  • Журналист пишет короткие или средние тексты, а иногда и длинные, которые нынче называются лонгридами. В общем, эдакий диапазон от 1,5-2 тысяч знаков до 10 тысяч и более. Задача текста – точно отразить реальность (в идеале, конечно), а журналисту принести славу профессионального свидетеля событий и компетентного аналитика.

Авторство? Здесь всё просто:

  • В большинстве случаев авторство копирайтера в текстах не указывается.
  • Писатель может выступать под своим именем и фамилией, либо взять псевдоним, это бывает часто.
  • Журналист – либо свои данные, либо псевдоним.

В принципе, расклад уже ясен. Но добавлю ещё одно, бонусное размышление:

Каков характер общения в рамках профессии, как формируется опыт?

  • Копирайтер вживую может ни с кем не общаться. Либо он находится в офисе и окружён коллегами и начальством. При поступлении заказа в работу в режиме здесь и сейчас копирайтер должен уже понимать в теме. Или не понимать, и тогда он полезет за инфой в Интернет. Что нахватает – то и его. Это объективно. Талант и качество копирайтера будет проявляться в способности быстро и глубоко охватить тему, а потом выдать контент с требуемой детализацией. Я сам это сразу вижу в текстах, когда попадаю на сайты.
  • Писатель исходно придумывает свою тематику, сюжеты и диалоги на основе уже имеющегося жизненного опыта. Но в процессе написания ничто не мешает ему проникнуться каким-то новым опытом. Или просто сходить искупаться.
  • Журналист находится постоянно в ситуации активного общения с неограниченным кругом лиц. Если журналист не понимает в теме, то в Интернет он, конечно, тоже полезет. Но основной поставщик информации – это собеседник журналиста в ходе интервью. Главное – грамотно задавать вопросы. Собеседники, кстати, далеко не всегда горят желанием общаться.

Таким образом, можно придти к следующему выводу:

  1. Писатель пишет потому, что хочет и может, в том числе в интересах своей будущей известности, которая не гарантированна.
  2. Журналист пишет, потому что ему нравится быть в русле событий. За счёт интересной подачи удачного материала он рассчитывает стать известным.
  3. Копирайтер пишет, потому что платят.

То есть всё плохо? Писатель с журналистом получаются подлинными творцами, комфортно работающими в удобном для них формате? А копирайтер – эдакий скучный тип, натуральный пролетарий умственного труда?

Ха! Так, да не так! Новости это, конечно, круто. Аналитика, публицистка – сугубо моё почтение! Завлекательные романы – тоже. Но продажи-то кто двигать будет? Любые продажи любого чего угодно! Смазка для анальных трещин, детские кровати, кофейня на дровах!!! Кто, Карл?! Копирайтер – вот кто!

Чтобы стать копирайтером писатель должен научиться писать быстро, много и на разные темы. Журналист должен научиться не столько передавать информацию, сколько её продавать. Так что копирайтер, его труд, его контент – это великое и трудное дело, требующего и навыков и таланта.

Передать дальше